Педагогика

Педагогика Наш коллективРежим работыКонтактыДокументы | Наши друзья

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА,

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделять все их радости и невзгоды.

     Януш Корчак

 Детство…

Мало кто осознает, какое важное значение имеет в жизни человека детство. Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающему миру. Будет ли он доверять миру, испытывать уверенность в себе, о многом определяется опытом взаимодействия с матерью  и отцом, начиная с первых дней его жизни. Этот самый ранний период жизни человека чрезвычайно важен во всех отношениях.

Появился на свет человек. Маленький, беспомощный, беззащитный. В какой среде живет малыш, таким он в большинстве случаев и вырастет. Очень велико влияние детства. Там нет мелочей, все накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека. Ребенок познает окружающий мир с первой своей минуты. Первые прикосновения к телу мамы. Он хочет ощущать все живое, естественное, природное — он знакомится с миром. Он сам весь сплошной орган чувств, он будет впитывать в себя все как губка. Он еще не умеет говорить, а все понимает. Не только речь, но и мысли.

Как образуется говорение ребенка? Прежде чем ребенок начинает говорить, он вслушивается в живую речь близких, в ее интонацию, всматривается в выражение лиц, движения глаз. Все это реально передается ему глубоко внутрь,  все его речевые органы также вибрируют. Сначала начинает «говорить» артикулярный аппарат, и только потом ребенок произносит слова.

Вслушивайтесь в речь малыша, как он сам, без чьей-либо помощи, образует слова, выстраивает фразы, даже сложноподчиненные предложения.  Они часто забавны, и удивительно, как малыш пытается их образовывать по правилам языка. Специально этому ведь никто не учит. Ребенок творит язык сам, он на данный момент языкотворец. Мы же должны только лучше следить за своей речью, интонациями, выразительностью, ясностью мысли. Насколько правильно развивается речь ребенка — напрямую зависит от того, как говорят вокруг него взрослые, как они обращаются друг к другу, какие слова употребляют. Для ребенка полезнее, если мы говорим с ним так, как будто он старше своих лет на 2-3 года. Дети до 7 лет имеют уникальную способность учиться всему самостоятельно, через подражание взрослому.

Маленький ребенок не может мыслить абстрактно. Все, что он воспринимает со слов, он увязывает с живым, реальным, видимым, конкретным. Например: мальчик четырех лет, услышав от взрослых слова о празднике «Примирения и согласия», вечером, ложась спать, говорит маме: «Мне так грустно что-то. Сегодня праздник, а я ничего не примерял». Или однажды, не разобрав, что сказал сын, мама говорит: «Ты что-то говоришь по-китайски!» Мальчик отвечает:  «Я, что ли, кит??»

Или мальчик Саша Ф., 3,5 года, спрашивает свою бабушку. «Бабушка, тебя когда-нибудь ел волк?» —«Нет, — удивленно, с некоторым страхом отвечает она, — не ел: видишь, я сижу перед тобой». — «А когда охотники разрезали живот волку, ведь оттуда вышла бабушка». `- «Ты думаешь, та бабушка – это я?» -осторожно спрашивает бабушка. «Да», — уверенно отвечает Саша.

Эти примеры подсказывают нам, взрослым, что ребенок мыслит по-другому, не так, как мы. В общении с ребенком нам следовало бы научиться слушать его и понимать, что он видит мир первозданным, цельным. Мы, взрослые, большей частью воспринимаем мир искаженно, однобоко, руководствуясь своими понятиями о нем, а ребенок видит его непосредственно. Нам следует подняться до его мировосприятия, а мы порой считаем, что нисходим до него.

Первые три года ребенок природно религиозен — он весь отдается миру, и то, что его окружает, то и будет его наполнять и развивать. Или, наоборот, тормозить и отуплять.

Так будет происходить, если родители, не зная, чем занять ребенка, будут усаживать его перед телевизором. Так им удобней. А ребенок — подвижное, деятельное существо — отупляется, сидя перед телевизором, обездвиживается. И чему он может тут подражать? Мелькающим цветным пятнам? Искаженным «диснеевским» фигуркам?..

Так же будет происходить, если его бездумно заваливать игрушками, готовыми раскрашенными гуттаперчевыми куклами, где ребенку нет простора для фантазии, нет ощущений от теплого дерева, от мягкой, набитой шерстъю куклы, имеющей облик теплого человеческого существа. И если игрушками одаривают слишком часто, то он теряет вкус к игрушке. Он просто потребляет их одну за другой, не останавливая своего внимания ни на одной, так как следом «любящие» родители покупают ему очередную. Так ребенок получает с раннего детства «прививку» бездумного потребления.

А игрушка может стать для ребенка самым дорогим и близким существом. Кукле или плюшевому мишке он поверяет свои мечты, беды и радости:

А по ночам, когда не спится,

Я прижимаю вас к груди

И вам рассказываю сказки

Про разных странников в пути,

Про королей, принцесс и гномов,

Про троллей злых и обезьян,

Я расскажу вам те секреты,

Что не поведаю друзьям…

                                                 Ксения Должанская ( 15 лет)

Ребенок дорожит своей любимой игрушкой, он бережет ее, а любимых много быть не может.

                 — Одни только дети знают, чего ищут, — промолвил Маленький принц. – Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дороги: и если ее у них отнимут, дети плачут…

Известен факт, что за первые пять-шесть лет человек познает столько, сколько не познает за всю оставшуюся жизнь. Как важно не упустить это благодатное время жизни человека. И как важно вдумчиво следить за каждым своим действием, за мыслями и намерениями, которые впитывает ребенок. Все – и хорошие, и плохие. Потерянное — не восполняется! В детстве нет мелочей, все для ребенка значимо, и нужно подняться до него, чтобы понять, что перед вами — неповторимая личность. Не засушите эту Индивидуальность и не пытайтесь сделать из него свое подобие. Они, дети, лучше нас, им принадлежит будущее.

Дети и взрослые! Мы живем вместе, рядом рядом друг с другом. Они совсем другие и очень разные, мы их порой совсем не понимаем. Мы, взрослые, тоже разные и тоже не всегда понимаем друг друга. А как нам хотелось бы глубоко, по-настоящему понимать своих детей — сначала самых маленьких, затем более старших и, наконец, совсем повзрослевших.

Лилия Дыкман «Гармоничный ребенок. Как этого достичь?» СПб, 2012г.